пятница, 21 марта 2014 г.

Президент Кыргызской Республики глазами Мурата Укушева

 15.12.2011
Вместо предисловия
Со времени учреждения в Кыргызстане поста Президента – главы государства - прошел 21 год: 24 октября 1990 г. легендарный парламент принял Закон «Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР». Именно с этим актом связана историческая судьба президентской власти, истоки и причины ее трансформации, кризисов, взлетов и падений.
Сегодня в нашем обществе нет однозначного понимания современного конституционного статуса Президента – некоторые считают его всего лишь «нотариусом», другие – «английской королевой», третьи предлагают вновь усилить его полномочия. Многие общественно-политические деятели, не говоря уже о простых гражданах, на самом деле понятия не имеют о том, что представляет собой институт Президента в современном государстве, его функции и роль в системе органов государственной власти, и тем более - при парламентской форме правления. Особенно это стало заметным в период прошедшей президентской избирательной кампании – все без исключения кандидаты в своих предвыборных программах путали функции и полномочия главы государства с функциями Правительства и Жогорку Кенеша.
Между тем сегодня от правильного анализа роли и места Президента в системе государственной власти Кыргызстана и реализации конституционных норм на практике зависит: окажется ли действующая Конституция промежуточным документом, который не просуществует достаточно долго или станет программным документом настоящего и будущего Кыргызстана – то есть документом долговременного действия.
Конституционный статус и предназначение Президента в политической системе государства
Из 183 стран, входивших в начале1993 г. в ООН, более 130 имели в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой – важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объем полномочий.
Термин «президент» в переводе с латинского буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената США. Именно США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.
Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики – Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.
В XX веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колониальных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны.
Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг. стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Во всех бывших республиках СССР, а также в бывших государствах социалистического лагеря Центральной и Восточной Европы был учрежден президентский пост. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.
Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются, прежде всего, соответствующими конституционными нормами. Конституция Италии (ст. 87) гласит: «Президент Республики является Главой Государства...». Аналогичным образом определен статус президента и в Конституции Кыргызской Республики (ст. 60). Помимо определения правового статуса президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен следовать президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего, от него требуется, чтобы во всех своих действиях он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны.
Конституции некоторых стран закрепляют за главой государства роль арбитра между различными общественно-политическими силами в государстве и обществе. По Конституции Франции, «президент... обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей» (ст. 5). Аналогичную роль отводит главе государства и современная Конституция Кыргызской Республики: «президент олицетворяет единство народа и государственной власти» (статья 60).
Конституционные нормы многих стран предусматривают, что президент в своей деятельности должен не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества.
Такого рода обязательства и официально установленные стандарты деятельности президента направлены на всемерное укрепление авторитета и достоинства поста главы государства.
Возникновение тех или иных систем управления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции.
Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. В силу этого в одних странах утвердилась парламентская система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра и правительства, подотчетного парламенту; а в других - возобладала идея создания сильной президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти.
Американская модель президентства
В США Президент наделен широкими и разнообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государственным аппаратом. Его полноправными партнерами и противовесами в этой сфере выступают независимый от президента Конгресс и не менее независимый Верховный суд.
Американская модель президентства отличается своей рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто соперничают за преобладающее влияние на правительственную политику. Кроме того, эта модель доказала свою высокую степень устойчивости с точки зрения преемственности президентской власти. За всю историю США, несмотря на различные политические и экономические кризисы, войны и другие потрясения, президентские выборы в этой стране ни разу не были отменены или перенесены и всегда проводились в установленные Конституцией США сроки.
Американская модель президентства не допускает и возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а Конгресс осуществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну партию, а большинство в Конгрессе принадлежит оппозиционной партии, обеспечивает единство государственной политики.
Президентская модель, сформировавшаяся в США, по многим своим атрибутам была внедрена и в ряде стран Латинской Америки, Азии и Африки. Афро-азиатская модель, однако (за редким исключением) отличается большим авторитаризмом, нередко принимающим формы откровенно тоталитарного режима. Конституционно парламенты не защищены от произвола правящего президента и могут быть распущены по его указанию. Судебная власть, также как и законодательная, сильно зависит от президента, который лично назначает судей и контролирует их деятельность.
Европейская модель президентства
В Европе возобладал не американский и тем более не афро-азиатский вариант президентской власти. Здесь сформировалась сугубо европейская модель в форме или полупрезидентской, или парламентской системы правления.
Обе эти системы предполагают более ограниченные прерогативы президента, чем при американской, латиноамериканской и афро-азиатской моделях президентской власти. При полупрезидентской модели президент – глава государства, избираемый на всеобщих выборах, но он, как правило, не является главой правительства и не занимает пост премьер-министра.
В условиях полупрезидентской республики президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Кроме того, ему принадлежит ведущая роль в определении и проведении внешней политики. Если же ко всем этим полномочиям добавить также право президента при определенных условиях вводить чрезвычайное положение в стране, а также право проводить по своей инициативе общенародный референдум, то можно с полным основанием утверждать, чтопрезидент в полупрезидентской республике – влиятельная и активная сила, способная оказывать значительное воздействие на государственную политику.
Вместе с тем, по сравнению с президентской властью американского образца, модель полупрезидентского правления в Европе не допускает обладания всей полнотой исполнительной власти. При этой модели президент не только не является главой правительства, но само правительство фактически формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте.
Важным ограничителем президентской власти в ее полупрезидентском варианте служит также то, что правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом.
Правительство при полупрезидентской системе правления обладает большой независимостью от президента, поскольку оно опирается на парламентское большинство. В итоге глава правительства, представляющий оппозиционную президенту партию, даже формально не подчинен президенту, и глава государства может оказаться в роли «генерала без армии». В то же время президент, хотя и не ответственен за действия правительства, но обладает целым набором прерогатив по воздействию на правительственную политику. Такое сочетание президентской и парламентской систем управления и образует полупрезидентскую модель.
Полупрезидентская модель государственной власти получила свое наибольшее воплощение в конституционном устройстве Пятой Республики во Франции. В настоящее время с определенными вариантами эта модель присутствует в ряде других стран, включая также недавно возникшие государства, фундаментально реформировавшие свои политические системы, в том числе, в государствах-членах СНГ.
При парламентской системе государственного управления, предусматривающей наличие поста президента, президент является конституционным главой государства, избираемым, как правило, парламентом. Это означает, что правительство и его деятельность практически выведены из сферы прерогатив президента.
Премьер и его правительство подотчетны высшему законодательному органу и могут быть уволены парламентом в отставку в случае вынесения им вотума недоверия. Президент же в условиях парламентарного правления не ответственен за действия правительства и остается надпартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя.
В моменты острых политических кризисов, таких, как отставка правительства или обострение противоборства между различными общественно-политическими силами, именно глава государства выступает в качестве высшего должностного лица, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию спокойствия в обществе и соблюдению всеми гражданами законности. Важная стабилизирующая сила президентского поста при полупрезидентской и парламентской системах правления состоит в том, что премьер-министры и их кабинеты приходят и уходят, а главы государств имеют конституционное право оставаться на своих постах до конца срока своих полномочий.
Наиболее типичными парламентскими республиками во главе с президентами являются ФРГ, Швейцария, Ирландия, Венгрия, Индия, ряд других европейских и азиатских стран.
Эволюция института Президента в Кыргызстане
В течение почти 15 лет со времени получения независимости Кыргызстан в конституционном строительстве шел по пути, основанном на доминировании в государственном управлении института Президента. Первая Конституция Кыргызской Республики создавалась в 1992- 1993 г.г. чтобы придать легитимность независимой кыргызской государственности. При определении функций и полномочий главы государства депутаты легендарного парламента не пожелали придавать ему статус «английской королевы», закрепив при этом соответствующий механизм «сдержек и противовесов». Изменения, внесенные в нее в ходе конституционных реформ в 1996, 1998, 2003, 2006 (в ноябре и декабре) и 2007 годах привели к откату от демократических принципов государственного устройства и создали условия для постепенного перехода к семейно-клановой системе управления государством.
К началу 2008 г. в Кыргызстане окончательно сложилось суперпрезидентское правление, в котором неформальные структуры управления - так называемая «семья», ближайшее окружение «семьи» - взяли верх над официальными государственным институтами. Спутниками суперпрезидентского режима стали непотизм, клановость, коррупция, криминализация власти, политическая и экономическая монополия президентской «семьи», подавление свободы слова и жестокое преследование инакомыслия и оппозиции. Власть осуществлялась на основе неконституционных механизмов управления, которые базировались на следующих трех явлениях: 1)подчинение деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, органов местного самоуправления политическим и экономическим интересам правящей «семьи»; 2) криминализация общества, т.е. проникновение представителей преступного мира во власть, усиление влияния преступного мира в политической и экономической сферах, вовлечение преступности в решение политических вопросов, и т.д.; 3) отчуждение народа от власти, т.е., отстранение граждан от реальных рычагов формирования органов государственной власти и контроля над ним.
В конце 2009 г. власть инициировала конституционную реформу, целью которой было закрепление в Основном Законе государства механизмов наследования президентской должности за представителями правящего клана. В марте 2010 г. власть фактически выступила с осуждением института выборов, предложив отказаться от общепризнанной мировой практики представительной демократии в пользу так называемой «совещательной демократии», якобы присущей кыргызскому народу. Тем самым, власть выразила намерение упразднить фундаментальное право народа на участие в формировании органов власти и контроля над ними.
В конечном итоге казавшийся монолитом режим 6-7 апреля 2010 г. рухнул в одночасье под напором нескольких тысяч молодых людей.
В условиях кризиса системы сильной президентской власти Временное Правительство 20 мая 2010 года вынесло на референдум (всенародное голосование) 27 июня 2010 г. для принятия гражданами принципиально нового проекта Конституции с парламентской формой правления. Хотя на самом деле с юридической точки зрения форма правления, учрежденная новой Конституцией, не является классической парламентской системой.
Роль и место Президента Кыргызской Республики в системе органов государственной власти
При подготовке проекта Конституции на начальном этапе (первые 2-3 недели после кровавых апрельских событий) «революционеры» действительно преследовали цель свести роль Президента к функциям своеобразного «государственного нотариуса». Однако трезвомыслящим членам рабочей группы было понятно, что такая постановка задачи никак не соответствует объективным реалиям сегодняшнего кыргызского общества, и поэтому на конечном этапе подготовки законопроекта и обсуждении на Конституционном совещании (к середине мая) цели были скорректированы в сторону более «весомого» института Президента.
Новая Конституция Кыргызской Республики, принятая референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 г., значительно изменила правовой статус, функции и полномочия Президента по сравнению с редакцией Конституции от 21 октября 2007 г. Так, у Президента исключены такие основные функции, как:
1.            высшее должностное лицо Кыргызской Республики (пункт 1 статьи 42 Конституции от 21 октября 2007 г.)
2.            гарант Конституции, свобод и прав человека и гражданина (пункт 2 статьи 42);
3.            определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
4.            принятие мер по охране суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики (пункт 3 статьи 42);
5.            обеспечение единства и преемственности государственной власти, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, их ответственность перед народом (пункт 3 статьи 42).
6.            право законодательной инициативы (статья 64).
Конституция 2010 г. строго ограничивает рамки полномочий Президента во избежание практики расширения их путем принятия законов и подзаконных нормативных правовых актов, которое широко использовалось прежней властью: в Конституции в редакции от 21 октября 2007 г. содержалась «сказочная» норма о том, что «Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами». В действующей Конституции указанная норма была заменена на новый принцип: теперь Президент осуществляет полномочия предусмотренные Конституцией.
Вместе с тем, функции, полномочия и роль Президента при новой Конституции не следует недооценивать. По своему конституционному статусу Президент Кыргызстана на самом деле не является «английской королевой», как это принято в государствах с классической системой парламентского правления.
У Президента Кыргызстана имеются достаточные полномочия и инструменты влияния на выработку и проведение внутренней и внешней политики государства, которые заложены напрямую в нормах Конституции либо проистекают из «буквы и духа» конституционных функций и полномочий главы государства.
Во-первых, Президент избирается гражданами путем всенародного голосования, что предполагает наличие у главы государства достаточно широкого круга полномочий, в отличие от главы государства, избираемого парламентом.
Во-вторых, согласно Конституции у Президента в качестве главы государства имеются собственные функции, присущие только этой должности. Эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Каждой из функций присущи определенные полномочия, которые, как правило, реализуются Президентом самостоятельно и независимо от других органов государственной власти.
Например, представительская функция Президента влечет за собой определенные властные полномочия - например, участвовать в переговорах, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в органах государственной власти, в регионах страны и т.д.
При определении места государственных органов, в том числе института Президента, учитывается функциональное назначение каждой ветви власти.
Новая Конституция определила Президенту следующие основные функции:  
1.            является главой государства (часть 1 статьи 60);
2.            представляет и обеспечивает верховенство власти народа (пункт 1 статьи 3),
3.            олицетворяет единство народа и государственной власти (часть 2 статьи 60)
4.            является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики (часть 8 статьи 64);
5.            представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами (пункт 1 части 6 статьи 64).
Что означают эти конституционные нормы?
Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди государственных должностных лиц, причем единственный, победивший на всенародных выборах. Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими государствами.
Каждый из органов государственной власти (Жогорку Кенеш, Правительство, суды, правоохранительные органы) в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие тех или иных норм Конституции. Только перед Президентом Конституцией ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность.
В соответствии с Конституцией деятельность Президента Кыргызской Республики должна быть направлена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, принятию всех необходимых мер по обеспечению защиты конституционных прав граждан, незамедлительного устранения нарушений Конституции.
Следовательно, Президент не может оставаться безучастным, если хоть один государственный орган нарушает или не соблюдает Конституцию, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп общества, граждан.
В этом случае Президент не только вправе, но и просто обязан принимать меры вплоть до самого широкого принуждения на законной основе.
Закрепленные в Конституции функции главы государства требуют от Президента осуществления мер для обеспечения выполнения Конституции, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь при этом в прерогативы Жогорку Кенеша или Правительства.
Президент Кыргызской Республики обязан занимать принципиальную позицию по отношению к действиям и решениям парламентского большинства в Жогорку Кенеше и сформированного им Правительства, сохранять самостоятельность и независимость при исполнении функций главы государства и связанных с данным статусом своих полномочий.
Президент в соответствии с Конституцией призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
Согласно Конституции парламентское большинство в Жогорку Кенеше и Правительство Кыргызской Республики обладают значительными полномочиями, Президент же не сможет вмешиваться в их деятельность. Но в спорных ситуациях именно Президент должен выступать арбитром в урегулировании спорных вопросов (политических кризисов).
Например, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 64 Конституции Президент вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша. То есть, в случае необходимости Президент вправе изложить свое видение по разрешению какой-либо политической или социально-экономической проблемы и предложить парламенту и Правительству вариант разрешения проблемы. Или другой пример: согласно части 6 статьи 84 Конституции в случае если в установленном Конституцией порядке не будет утверждена программа, определены структура и состав Правительства, Президент назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш.
Сфера внешней политики принадлежит к числу важнейших направлений в деятельности государства, и закономерно, что в ней роль главы государства особенно значительна. Уже по своему конституционному статусу президент является главным представителем государства в сфере международных отношений и наделен соответствующими полномочиями. При этом необходимо учитывать, что в условиях разделения властей формирование внешней политики осуществляется и законодательной, и исполнительной властями; причем все же инициатива здесь в большинстве случаев принадлежит исполнительной власти.
Между тем внешнеполитические прерогативы Президента Кыргызстана достаточно обширны.Президент: в качестве главы государства представляет Кыргызскую Республику за ее пределами, следовательно осуществляет общее руководство внешней политикой, ведет международные переговоры, заключает межгосударственные договоры (по согласованию с Премьер-министром), решает вопросы войны и мира, назначает послов и других представителей страны за рубежом (по согласованию с Премьер-министром), принимает верительные и отзывные грамоты у послов иностранных государств, подписывает ратификационные грамоты, в соответствии с дипломатическим протоколом встречает и провожает глав государств, посещающих страну с официальным визитом.
Полномочия Президента Кыргызстана
Под полномочиями Президента понимается совокупность предоставленных ему прав и обязанностей, необходимых для выполнения возложенных на него функций главы государства.
Новая Конституция полномочия Президента как главы государства прописала, на первый взгляд, очень скромно. Но на самом деле круг предоставленных Президенту полномочий достаточно широк по сравнению с главами государств при классической системе парламентского правления.
В Конституции (статья 64) полномочия Президента классифицированы по направлениям деятельности и по сферам взаимодействия Президента с Жогорку Кенешем и Премьер-министром (Правительством).
1. Полномочия в сфере формирования представительных органов:
В соответствии с частью 1 статьи 64 Конституции Президент:
1) назначает выборы в Жогорку Кенеш в предусмотренных настоящей Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;
2) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей.
2. Полномочия в сфере законотворческой деятельности:
В соответствии с частью 2 статьи 64 Президент:
1) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;
2) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;
3) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.
3. Полномочия по формированию органов судебной власти:
В соответствии с часть 3 статьи 64 Президент:
1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;
2) представляет Жогорку Кенешу для освобождения от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей;
3) назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;
4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных конституционным законом.
4. Полномочия формированию государственных органов, ведающих вопросами обеспечения законности, обороны и национальной безопасности:
В соответствии с часть 4 статьи 64 Президент:
1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;
2) назначает и освобождает от должности членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей.
5. Полномочия по формированию иных государственных органов:
В соответствии с частью 5 статьи 64 Президент:
1) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;
2) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
3) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;
4) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.
6. Полномочия в сфере внешней политики:
В соответствии с частью 6 статьи 64 Президент:
1) представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;
2) ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам;
3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;
4) назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.
7. Полномочия в сфере обороны и обеспечения безопасности:
В соответствии с часть 8 статьи 64 Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
В соответствии с часть 9 статьи 64 Президент:
1) возглавляет Совет обороны, образуемый в соответствии с законом;
2) при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;
3) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;
4) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.
8. Полномочия, присущие Президенту в качестве главы государства (собственные полномочия):
В соответствии с частью 7 статьи 64 Президент решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства Кыргызской Республики.
В соответствии с частью 10 статьи 64 Президент:
1) награждает государственными наградами Кыргызской Республики;
2) присваивает почетные звания Кыргызской Республики;
3) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
4) осуществляет помилование;
5) определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя.
Главное отличие нового правового статуса Президента:
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 11 статьи 64 Конституции Президент осуществляет только те полномочия, которые предусмотрены Конституцией. В прежней редакции Конституции от 21 октября 2007 года Президент осуществлял полномочия, предусмотренные Конституцией и законами (пункт 11 статьи 46), т.е. фактически полномочия главы государства могли быть дополнены и расширены путем принятия законов.
В соответствии с Конституцией Президент не вправе вмешиваться в оперативную деятельность Правительства Кыргызской Республики, а также в кадровую политику Премьер-министра. Согласно статье 89 Конституции персональную ответственность за деятельность Правительства перед Жогорку Кенешем несет Премьер-министр.
Кроме того, следует отметить, что по Конституции Президент лишается права на неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности в порядке, установленном статьей 67 Конституции.
Вышеизложенные функции и полномочия Президента, установленные новой Конституцией, все же предоставляют Президенту возможность активно участвовать при решении вопросов государственного и общественного значения, тесно взаимодействуя при этом с Жогорку Кенешем и Премьер-министром.
В соответствии со статьей 64 Конституции Президент взаимодействует:
•              с  Жогорку Кенешем по вопросам:
1.            возвращения законов с возражениями в Жогорку Кенеш (пункт 1 части 2);
2.            созыва внеочередного заседания Жогорку Кенеша в необходимых случаях и определения вопросов, подлежащих рассмотрению (пункт 2 части 2);
3.            внесения в Жогорку Кенеш представлений по кандидатурам для избрания на должности судей Верхового суда и освобождения от них (пункты 1, 2 части 3);
4.            внесения в Жогорку Кенеш кандидатуры для избрания на должность председателя Национального банка (пункт 1 части 5), а также для избрания и освобождения от должности кандидатуры 1/3 членов ЦИКа (пункт 2 части 5);
5.            получения согласия Жогорку Кенеша на назначение Генерального прокурора и его освобождение (пункт 1 части 4);
6.            сообщения в Жогорку Кенеш о возможности введения чрезвычайного положения, о введении его в отдельных местностях (пункт 2 части 9);
7.            незамедлительного внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша вопросов об объявлении общей или частичной мобилизации, состояния войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике (пункт 3 части 9);
8.            внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша вопроса об объявлении в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военного положения (пункт 4 части 9).
•              с Премьер-министром по вопросам:
1.            назначения и освобождения от должности членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей (пункт 2 части 4);
2.            ведения переговоров и подписания по согласованию с Премьер-министром международных договоров, а также правомочия Президента передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам (пункт 2 части 6);
3.            назначения по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; приема верительных и отзывных грамот глав дипломатических представительств иностранных государств (пункт 4 части 6).
Выводы
В настоящее время в Кыргызстане сложилась весьма благоприятная политическая ситуация для реализации итогов конституционной реформы 2010 г. и построения демократического правового государства, основанного на сбалансированной системе государственной власти. Предстоящее переформатирование парламентской коалиции большинства и возможная поддержка политических инициатив Президента Жогорку Кенешем дает надежду на то, что время не будет упущено и общегосударственные задачи, вытекающие из конституционной реформы, могут быть выполнены.
Разворачивающаяся дискуссия, связанная с президентскими инициативами по совершенствованию организации государственной власти, широкое обсуждение юридической общественностью последствий проектируемых мер представляются исключительно важным делом. Высказываются полярные суждения, и без тщательной оценки правоведами всех «за» и «против» каждого из предложений невозможно избежать ошибок - результата скоропалительных решений.
Действующая Конституция предоставляет главе государства все необходимые полномочия для управления государственными делами и широкие возможности для политических маневров. По этой причине нецелесообразно усиливать власть Президента сверх пределов, обусловленных Основным законом и вносить в него очередные поправки. В противном случае мы получим новый виток противостояния и перетягивания полномочий в «бермудском треугольнике власти»: между Президентом – Жогорку Кенешем - Правительством.
Действия главы государства в отношении Жогорку Кенеша и Правительства должны быть особенно взвешенными, выверенными и дальновидными. Конфликт с этими ветвями власти, а тем более игнорирование их мнения могут быть опасны для политической жизни страны. Последствия несогласованных действий могут не только негативно отражаться на взаимоотношениях Президента и Жогорку Кенеша, но и привести к ухудшению общеполитической ситуации.
В новых конституционных условиях для главы государства обязательным и определяющим ориентиром в работе должны стать организация согласительных процедур, делового сотрудничества и взаимодействия с высшими органами государственной власти и ведущими общественно-политическими силами страны. Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на наш взгляд, Президент должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними.

Комментариев нет:

Отправить комментарий