Посмотрел на днях хороший фильм или сериал, поставленный Сергеем Жигуновым. Три мушкетера. Это кино для думающего зрителя, с фантазией, и несомненно читающего.
К таким крутым зрителям я себя конкретно причисляю. От фильма осталось потрясающее впечатление, что все основные герои – это молодые люди от восемнадцати до тридцати пяти. Красивые виды замков и европейские пейзажи, породистые женщины и лошади, стальные клинки и одноразовые пистолеты.
То есть это не расчет на раскрученных звезд советского кино, которые могут играть юнцов и старцев одновременно в одном кадре. И вообще могут сыграть что угодно, даже одиноко лежащую крошку хлеба на столе.
Классика, оживающая на экране, которой веришь и смотришь взахлеб.
Конечно, режиссер пошел на такой риск, замахнуться на Александра, нашего Дюма. Которого читала вся недобитая советская интеллигенция, которая чуть ли не на дуэлях до кровавых соплей добывала в бою право на чтение очередного продукта советского фолиантостроения.
И я ловил себя на мысли сравнивая про себя советскую экранизацию и эту так сказать современную. В каждой есть минусы и плюсы.
В советской версии, которая мне очень нравится, был индийский фильм-водевиль с песнями, танцами и драками на соломенных шпажках, где удар в лицо проходил в километре от набиваемого лица, но это подносилось как жесткий советский боевик. От малейшего тычка здоровенные детины складывались в три погибели и погибали без сознания отпущенных им грехов. Добротный такой мюзикл старой школы. Опять же никакой крови, только чистые трупы без кровоподтеков. И все равно этот фильм смотрится на одном дыхании. Что ни персонаж, снимай про него сиквел, приквел и туеву хучу квестов и бродилок-стрелялок-драк. Боярский был просто великолепен, но стар, можно сказать, суперстар! Кот Матроскин в роли короля – это было ноу-хау. Из чердака в Простоквашино в короли, вот это связи! Наша мымра – королева Франции и любовница английского министра. И это при том, что на эти роли претендовали не менее именитые и не менее харизматичные актеры. Даже Высоцкий хотел стать Д’Артаньяном. Представляете его афористичную фразу: «Кардинал должен сидеть в Бастилии, я сказал» или «Ну и рожа у тебя, Миледи»?
Пьяница Атос (по книге конечно) показан просто ангелом, и кладезем мудрости, чтобы не дай Бог не покачнулся в кадре, и не сказал грубого слова, дворянин же на...
Портос это отдельный персонаж, циничный, хвастливый чревоугодник и франт, который дерется, потому что дерется. Арамис – модник и совратитель всего королевского двора, готовый убить каждого, кто откроет его шашни.
Но чего у них не отнять, так это их неуязвимость, так что становится не интересно смотреть их исходы. Ни пятнышка крови на идеально белых рубашках.
Конечно, у истории нет сослагательного понятия. Что сняли, то и любим. Что любим, то и смотрим. Надо ли говорить, что старый фильм есть старый фильм. У каждого поколения должны быть свои мушкетеры.
Я не говорю про пачку голливудских экскрементов, где мушкетеры летают на дирижаблях, а гвардейцы, это массовка из фильмов про зомби, которых браво раскидывают доблестные каскадеры. А еще там есть наемный киллер-снайпер, который должен прибить Кеннеди французского престола.
Не вздумайте подумать, что я хаю наше светлое советское кино из прошлого, из детства. Это приятные воспоминания, и караоке-батл «Пора-пора-порадуемся на своем веку» имеет место быть, однозначно.
Просто уже возраст и сложившийся стиль злословия дают о себе знать. Мелочный и злобный адвокат внутри меня требует все новых и новых жертв. А я уже не люблю смотреть длинные фильмы, тем более сериалы. Просто не хватает терпения. Уже наверное времени жалко на такое праздное времяпрепровождение.
Что касается новой постановки. Костюмы просто шик и блеск, наверное Киркоров в оргазме от них остался. Блестки, перья самое то, конечно. Но как говорится, даже под самым красивым павлиньим хвостом скрывается обыкновенная куриная жопа.
И ее постоянно видишь в новом опусе, как ни крути. Актеры более или менее попадают в возраст. Это как раз то время, когда старшие сидят на высоте. А молодые только пробиваются путем проб и ошибок. Ну и придирчивая публика вроде меня не прощает ни малейшего промаха.
Сценарий почти не отходит от оригинала. По-моему там можно было снимать и снимать Санта-Барбару со всеми причиндалами.
Представляете, сколько бы людей залипло перед своими плоскими черными экранами, пока король под аппаратом искусственного дыхания пишет левой ногой завещание для потомков. Сам Дюма говорил, что история – это гвоздь, на который он вешает свои романы.
Новый Д’Артаньян – это что-то среднее между тинеэйджером и черепашкой-ниндзя. Не меньше. Он ходит по воздуху, выписывая умопомрачительные сальто, не забывая про изысканное фехтование и разглядывание хорошеньких соседок, и тут же посылает им свежесрезанные на импровизированной тренировочной дуэли с отцом, розы из фамильного сада. Женщинам конечно же хочется чего-то больше, чем драки и скачки. А пацан еще тот соловей. Ну в смысле все еще соловей.
Это конечно современная придумка, что гасконец – девственник, и уважающий себя мушкетер не будет с таким драться на дуэли. Но им хватает великодушия отправить своего противника в квартал красных фонарей, чтобы тот поскорее стал мужчиной. А они его подождут.
Не менее великодушными оказываются и гвардейцы кардинала, которые приходят к появлению молодого завоевателя Парижа.
Надо отдать должное к постановке боев классического фехтования. Французский постановщик постарался на славу. Он же сыграл отца Д’Артаяньяна, а озвучил его сам Жигунов.
Кто же не попал в возраст, но сыграл блестяще? Конечно же сам великий и ужасный (это комплимент мастеру) Лановой собственной персоной. Историческая личность Ришелье в этом периоде был где-то около сорока. Сам мэтр же сыграл более старого персонажа, но игра конечно же блистательная. Можно сказать, что подбор актеров здесь хотя бы не облажался.
Новшеством в прочтении была фраза кардинала: «Да верните же наконец ему эти девять ливров». Где злой гений Рошфор все таки вернул гасконцу деньги за его коня.
История миледи и Атоса была достаточно затянута. Просто офигеть как можно запороть классику современным прочтением. Оказывается новообращенная графиня де Ла Фер была обучена искусству отравления и Атос весь фильм кашлял, и был до неприличия худ.
Особенной отметки заслуживает английский ювелир-еврей Владимира Этуша. Такое ощущение, как будто товарищ Саахов все таки достаточно перепутал личную шерсть с государственной и мигрировал в Лондон от цепких лап отечественного правосудия. Очень даже современненько и в духе времени.
Батальные сцены стычек с гугенотами, засевшими в крепости Ла Рошель – это просто сказка. Так местами были показаны какие-то бои между нашими и ихними. А мушкетеры можно сказать служили в местном трактире больше чем на поле брани.
Отдельной строкой заслуживает себе место нить сюжета про роман королевы Анны и герцога Бэкингема. Их отношения – просто подбешивают. Прямо «за долгий взгляд короткой встречи» цена 12 алмазных подвесок. Потом же Анна вынуждена таки попросить свой подарок обратно через преданны людей. Сцена прощания Анны со своим экс-любовником под носом у мужа-короля вызвала скупую мужскую слезу.
Ну художника каждый может обидеть, и я так и сделал. Конечно, я не смогу снять такое кино, не привлеку миллионные бюджеты. Но я не имею таланта хвалить самого себя, когда меня со всех сторон ругают.
Конечно, что может получиться, когда гардемарин снимает фильмы про мушкетеров? Красивая картинка, костюмы, оружие, лошади, но чего-то этому фильму не хватило.
Может быть внутреннего достоинства у персонажей, позволявшим себе отходить от текста бессмертного произведения и говорить как последние босяки.
Историки литературы утверждают, что писатель Дюма не гнушался услугами «литературных негров». Такое же впечатление вызывает и фильм Жигунова, который наверное часто уставал и мало присутствовал на месте работы своих «негров».
Ни убавить, ни прибавить...
Комментариев нет:
Отправить комментарий